Описание Московии при реляциях гр. Карлейля (1665 год)
Mocковия есть собственно название одной провинции, главный город которой Москва. Равно как провинция Франция соединяет с своим именем название всего государства французов, так точно под именем Московии разумеют все государство царя. В древности эта страна известна была под именем Сарматии и составляла часть так называемой Европейской Сарматии, с севера она не была известна далее источников Танаиса. В это-то время страна эта была разделена на множество областей и народов, между которыми Pyccкие были могущественнее всех, вследствие чего они в последующее время и сделались господствующими в стране. Отсюда и выходит, что эта страна в течение многих веков и известна была под именем Poccии. Иван, сын Даниила, будучи князем в Московии, перенеся княжеский престол из Владимира в Москву, частью посредством брака, но больше обманом и войною, присоединил все эти княжества к своему и с тех пор имя Mocковии получило первенствующее значение, особенно у иностранцев, как первенствующая провинция, давшая название остальной части.
Москвичами называются по преимуществу те, которые живут в провинции, называемой также Московией. Наконец, как под именем Московии разумеют обыкновенно все государство русское, так точно и под именем москвичей разумеют всех живущих в стране, исключая только тех, которые имеют свой самостоятельный язык, а именно: Лапландцев на севере, Самоедов на востоке и Татар на юге. Их, конечно, не следует называть Москвичами, так как они говорят совершенно другим языком.
Москвичи роста высокого, хорошего сложения, очень здоровы и имеют довольно гибкие ноги для бега. Встречаются между ними многие, имеющие большие животы и особенно между знатными, которые даже гордятся этим, как будто бы это служит признаком благородства.
Они красивы; глаза у них обыкновенно серые: цвет лица немного смуглый.
Женщины роста среднего, довольно красивы, имеют хороший стан и приятное выражение лица.
Говоря о их природных способностях, скажу, что они созданы для несчастья и труда, к чему и воспитаны с самой колыбели. Они довольно храбры и из них могут быть xopoшие солдаты. Они хитры и не лишены ума; они так привыкли к неволе, что сделались к ней даже нечувствительными. Они чрезвычайно предаются праздности, что и может служить отличительным признаком этого народа; в работе они ленивы и нечестны и часто удары палки и плети предпочитают честному труду. Вследствие чего пьянство между ними так распространено, что весьма немногие, по своей трезвости, могут составить исключение и водка, похожая в этом случае на напиток Цирцеи преобразовывает их, так сказать, в состояние свиней.
Так как сложность порока, как говорит Плутарх, зависит от причин его порождающих, то Москвитяне, питая большое отвращение к работе, предаются не только пьянству, но и бесстыдству, и грех Содомский — порок у них весьма распространенный. Кроме этих порочных и преступных наклонностей, они являются народом в высшей степени вероломным: не смотря на то, что не имеют недостатка в дарованиях, тем не менее они не считают за бесчестье служить нечестно. Что касается до честолюбия и гордости, то должно сознаться, что простой народ не причастен этому; он весь полон уважения и покорности к высшим, так он очень щедр на снятие шапок и низкие поклоны, которые он делает, не шевеля ногами, а только, наклоняя вперед голову.
Женщины делают тот же поклон, что и мужчины, но только опускают голову медленнее и оставляют руки на боку, не дотрагиваясь вовсе своих чепцов. Когда же гражданин или крестьянин обращается к боярину с просьбою, тогда он падает к нему в ноги, полагая, что у бояр как будто на ногах уши: эта-то покорность низшего coсловия и делает знать столь гордою и заносчивою, что, право, затрудняешься сказать, знает ли она, что такое учтивость? Везде они чванятся своими качествами, будет ли это кстати или не кстати и гордый характер, гордое сердце им также нравятся, как и большие животы — как бы смешно и не прилично это ни было.
Язык Москвичей — язык
древнеславянский, которым говорят еще и другие
народы, а именно: в Ливонии, Польше,
Силезии, Богемии , Моравии и в
одной части Венгрии, Истрии, Славонии, Дании, Этере, Грузии и
Мингрелии, также в войске турецком. Язык этот распространен во всех
поименованных странах больше завоеваниями
сарматов (которые назвали своих побежденных
именем славян), чем торговлею и другими
сношениями. Наконец во всех этих странах язык
древнеславянский более или менее изменен и
испорчен, по мере того, как он в последующее время
смешивался с другими языками. Алфавит его
состоит из сорока букв,
вследствие чего есть множество букв созвучных и
двойных; их шрифт сходен с греческим.
Что касается одежды Москвитян, то
мужчины носят платье, немного похожее на
греческое, полы которого тянутся до пятки; рукава
платья столь широки и длинны, что, не смотря на
складки, доходят до суставов пальцев, так что
половина кисти только свободна.
Зимою, когда они ничего не делают, они
имеют обыкновение опускать рукава свои во всю
длину их, что и заменяет им перчатки или муфты.
Из предосторожности, или, предполагая
в ком-либо дурное намерение, они под своей
одеждой прячут палки, камни или кинжалы. Под этой
же одеждой иные носят жилеты, продолжающиеся
до икр, с большими отворотами назад; жилеты эти
похожи на плащи. Лица же
знатного происхождения преимущественно носят
доходящие до колен кафтаны, воротники их
похожи на воротники иезуитов, только немного
шире, так что они, окружая сзади голову, сзади же
подымаются. Штаны их узкие. Вместо шляп, они носят
шапки, довольно высокие имеющие по отверстию как
спереди, так и сзади, так как они не имеют
козырька, то они не предохраняют
ни от ветра, ни от дождя, ни от снега, ни даже от
жары, вследствие чего Москвитяне и кажутся
смуглыми. На ногах они носят обыкновенно сапоги, верхняя часть которых доходит до колен, а
задняя до икр. Каблуки этих сапог довольно
высокие. Прибавим еще, что они носят, как зимой,
так и летом, длинные бороды и короткие волосы.
Что касается шапок, то знатные делают ее обыкновенно из шарлаха или бархата, украшая ее с каждой стороны рядами жемчуга. Лица среднего класса делают шапки из обыкновенного сукна, а самые бедные из войлока, исключая некоторых, которые нисколько не совестятся носить ее из наборных кусков сукна разного цвета, подобно фокусникам, являющимся на сцену. Зимой каждый подбивает ее мехом, сообразно своим средствам и положению. Наконец сапоги шьются из выделываемой в их стране кожи, цвет которой обыкновенно бывает красный; каблуки они подбивают гвоздями; сапоги служат для них также карманом. Впрочем, знатные носят по большей части башмаки, сделанные по их собственной моде, с шелковыми или льняными чулками, а крестьяне довольствуются башмаками, которые они делают сами из лыка с кусками меха или грубого сукна, которым, за недостатком чулок, они посредством веревки оборачивают вокруг голени и ступни. Одежда женщин мало чем отличается от одежды мужчин, исключая только того, что платья их немного шире, а рукава у них откидные, так что последние можно надеть или опустить на бок, смотря по надобности. Когда они их не надевают, то легко видеть рукава их рубах, довольно узкие, длиною впрочем в 4 или 6 футов, вследствие чего эти рубахи образуют столько складок, что руки женщин кажутся унизанными ими до самой кисти. Oни носят обувь такую же, как и мужчины, но только совершенно иной формы, что и составляет выдающуюся разницу между мужчинами и женщинами. Что касается их прически, то девушки сплетают две косы и опускают их назад; женщины же замужние скручивают их и носят под чепцом. Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить.
Что касается шапок, то знатные делают ее обыкновенно из шарлаха или бархата, украшая ее с каждой стороны рядами жемчуга. Лица среднего класса делают шапки из обыкновенного сукна, а самые бедные из войлока, исключая некоторых, которые нисколько не совестятся носить ее из наборных кусков сукна разного цвета, подобно фокусникам, являющимся на сцену. Зимой каждый подбивает ее мехом, сообразно своим средствам и положению. Наконец сапоги шьются из выделываемой в их стране кожи, цвет которой обыкновенно бывает красный; каблуки они подбивают гвоздями; сапоги служат для них также карманом. Впрочем, знатные носят по большей части башмаки, сделанные по их собственной моде, с шелковыми или льняными чулками, а крестьяне довольствуются башмаками, которые они делают сами из лыка с кусками меха или грубого сукна, которым, за недостатком чулок, они посредством веревки оборачивают вокруг голени и ступни. Одежда женщин мало чем отличается от одежды мужчин, исключая только того, что платья их немного шире, а рукава у них откидные, так что последние можно надеть или опустить на бок, смотря по надобности. Когда они их не надевают, то легко видеть рукава их рубах, довольно узкие, длиною впрочем в 4 или 6 футов, вследствие чего эти рубахи образуют столько складок, что руки женщин кажутся унизанными ими до самой кисти. Oни носят обувь такую же, как и мужчины, но только совершенно иной формы, что и составляет выдающуюся разницу между мужчинами и женщинами. Что касается их прически, то девушки сплетают две косы и опускают их назад; женщины же замужние скручивают их и носят под чепцом. Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить.
Что касается жилищ в Московии, они строятся не из кирпича, а из
дерева, что выгодно, так как они менее пропускают
зимой холод и при том стоят дешевле. Но с другой
стороны есть и невыгода, так
как бывают часто подвержены пожарам, вследствие
чего жители строят их просто, без всяких
украшений. Ради зимы они строят их очень
низкими, с крышами, которые, по большей части,
покрывают корою деревьев или дерном; окна их
столь малы, что, когда всунешь в него голову, то
кажешься как бы у позорного столба. В комнате
таких отверстий бывает на достаточном друг от
друга расстоянии, одно или два. Вместо оконниц,
как я сказал выше, они употребляют тальк. Есть
множество домов, которые не имеют печей
согревательных, но только такие, в которых они
приготовляют себе пищу. Когда они топят в этих
печках, сделанных из кирпича, то дым должен
проходить через комнату и выходить в окно,
вследствие чего все дома бывают черны от дыма. Так как дома эти, по большей части, имеют всего одну комнату, то она служит и для отца, и для матери, и для детей, и для поросят и для кур, составляя из всех их как бы одно семейство; ложатся они спать все рядом.
Но, если опасение пожаров (несчастные
примеры которых бывают часты) приучило их
заботиться о постройке своих жилищ, то потому же
самому они мало заботятся об их украшении, так
как, в случае пожара, для них ничего не значит
потерять только четыре стены, и они утешают себя
возможностью выстроить их в скорое время. Так как
они живут в плохом помещении и при плохой
обстановке, то жизнь их бывает коротка, и они
умеют пользоваться
выгодами страны. Правда, они едят хороший хлеб, но
он мог быть лучшим, если бы его лучше пекли. С
хлебом они обыкновенно едят свежую и соленую
рыбу, яйца, овощи, капусту, cвежие или соленые или
маринованные огурцы, брюкву и равные другие
продукты садоводства, не забывая, конечно, луку и
чесноку, которые они очень любят, так что скорее
узнаешь Москвича носом, чем глазами.
Недавно они научились у англичан и голландцев употреблять в пищу салат; прежде же они считали за зверство есть сырые травы. Что же касается масла и сыра, то они как то, так и другое плохо приготовляют; иностранцы, едва их могут есть. Из яиц осетра, которого ловят в Волге, приготовляют великолепное кушанье, называемое ими икрою, а итальянцами, которые его очень любят, cavayar. Эту икру приводят они в твердое состояние и, приготовив ее с солью в течение 10 или 12 дней, едят ее с салатом, перцем, луком, маслом и уксусом. Мясо употребляется ими довольно редко, не смотря на то, что суровость климата и побуждает сделать его главною пищею; но они строго приучены к этому воздержанию религией, которая, более чем полгода, заставляет их поститься.
Между тем это нисколько не мешает им быть, как я уже заметил, здоровыми и жирными, иметь хороший стан, быть похотливыми и способными к деторождению, чему служит доказательством большое количество детей в их семействах, что заставляет меня поверить парадоксу тех, которые думают, что рыба, которою Москвичи питаются большую часть времени, также питательна, как и мясо. Для питья Москвичи употребляют квас, род пива, вкуса весьма приятного; они имеют также крепкое пиво и достаточно льду, чтобы пить его летом достаточно свежим. Кроме этого они из меду приготовляют медовый напиток, весьма распространенный между ними, цвета преимущественно белого. Делают они его из сырого меду, который растворяют в воде: взболтавши, они оставляют его в таком состоянии около 12 часов. Затем его кипятят, процеживают сквозь полотно, снимают пену и таким образом он становится готовым. Лучший из существующих сортов — мед красный, приготовляемый с большею тщательностью и с различными снадобьями, а именно: с вишнями, красной смородиной, клубникою или малиною. Так как они (снадобья) придают напитку различный вкус и цвет, то и названия напитка бывают различны, как то: малиновка, черносливка, вишневка и смородиновка. Вино, которое они имеют, получается морем через Архангельск от голландцев и англичан. Но, главным образом, они любят водку, которую они пьют много и в которую, не смотря на ее крепость, они примешивают еще перцу, чтобы она не потеряла своего качества. Те же, которые имеют возможность ее пить, не садятся обыкновенно за стол, не выпивши; они ее пьют во время обеда и после него, чтобы способствовать пищеварению. Что касается простого народа, то он готов ее пить всегда, будет ли он пьян или трезв; он так ей предан, что обходиться без нее может только вследствие необходимости. Водка делается частью из хлеба и ячменя, а та, что делается из вина, по большей части, привозится через Архангельск. Прежде они курили табак также чрезмерно, как в настоящее время пьют водку, пока его употребление не было строго запрещено в 1634 г. вследствие многих злоупотреблений. Бедные люди, вместо того, чтобы купить хлеба, издерживали твои деньги на табак; были и такие, которые будучи им одурены, оставляли его с огнем в домах. Но что по преимуществу побудило патриарха запретить его употребление — это, что они, накурившись, с дурным запахом, предстояли перед изображением своих святых. В настоящее время табак употребляют свободно, так как за этим мало следят и вовсе не штрафуют за его продажу.
Недавно они научились у англичан и голландцев употреблять в пищу салат; прежде же они считали за зверство есть сырые травы. Что же касается масла и сыра, то они как то, так и другое плохо приготовляют; иностранцы, едва их могут есть. Из яиц осетра, которого ловят в Волге, приготовляют великолепное кушанье, называемое ими икрою, а итальянцами, которые его очень любят, cavayar. Эту икру приводят они в твердое состояние и, приготовив ее с солью в течение 10 или 12 дней, едят ее с салатом, перцем, луком, маслом и уксусом. Мясо употребляется ими довольно редко, не смотря на то, что суровость климата и побуждает сделать его главною пищею; но они строго приучены к этому воздержанию религией, которая, более чем полгода, заставляет их поститься.
Между тем это нисколько не мешает им быть, как я уже заметил, здоровыми и жирными, иметь хороший стан, быть похотливыми и способными к деторождению, чему служит доказательством большое количество детей в их семействах, что заставляет меня поверить парадоксу тех, которые думают, что рыба, которою Москвичи питаются большую часть времени, также питательна, как и мясо. Для питья Москвичи употребляют квас, род пива, вкуса весьма приятного; они имеют также крепкое пиво и достаточно льду, чтобы пить его летом достаточно свежим. Кроме этого они из меду приготовляют медовый напиток, весьма распространенный между ними, цвета преимущественно белого. Делают они его из сырого меду, который растворяют в воде: взболтавши, они оставляют его в таком состоянии около 12 часов. Затем его кипятят, процеживают сквозь полотно, снимают пену и таким образом он становится готовым. Лучший из существующих сортов — мед красный, приготовляемый с большею тщательностью и с различными снадобьями, а именно: с вишнями, красной смородиной, клубникою или малиною. Так как они (снадобья) придают напитку различный вкус и цвет, то и названия напитка бывают различны, как то: малиновка, черносливка, вишневка и смородиновка. Вино, которое они имеют, получается морем через Архангельск от голландцев и англичан. Но, главным образом, они любят водку, которую они пьют много и в которую, не смотря на ее крепость, они примешивают еще перцу, чтобы она не потеряла своего качества. Те же, которые имеют возможность ее пить, не садятся обыкновенно за стол, не выпивши; они ее пьют во время обеда и после него, чтобы способствовать пищеварению. Что касается простого народа, то он готов ее пить всегда, будет ли он пьян или трезв; он так ей предан, что обходиться без нее может только вследствие необходимости. Водка делается частью из хлеба и ячменя, а та, что делается из вина, по большей части, привозится через Архангельск. Прежде они курили табак также чрезмерно, как в настоящее время пьют водку, пока его употребление не было строго запрещено в 1634 г. вследствие многих злоупотреблений. Бедные люди, вместо того, чтобы купить хлеба, издерживали твои деньги на табак; были и такие, которые будучи им одурены, оставляли его с огнем в домах. Но что по преимуществу побудило патриарха запретить его употребление — это, что они, накурившись, с дурным запахом, предстояли перед изображением своих святых. В настоящее время табак употребляют свободно, так как за этим мало следят и вовсе не штрафуют за его продажу.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий