ЮРИЙ КРИЖАНИЧ
ЗАПИСКА О МИССИИ В МОСКВУ
(с сокращениями)
1641
Хотя многочисленные народы князя Московского стали
известны и позже, и, может быть, с меньшею точностью, нежели сама Индия, тем не
менее со стороны святого Апостольского Престола не было недостатка в письмах,
увещаниях и посольствах для приведения их к познанию истины от тех греческих
заблуждений, которыми остаются опутанными эти простодушные люди. Итак, их уже
нельзя извинять, и еще того менее могут они оправдывать свое заблуждение
отдаленностью места их жительства или же малыми сношениями со святою Церковью
Римскою, как это некогда слишком смело утверждал посол Эфиопии.
Природа схизмы отвергает главу священства. В этом
москвитяне упорнее самих греков, которые сорок раз соединялись с нами, хотя
снова вернулись на блевотину; москвитяне же самое имя латинян ненавидят хуже
чумы и смерти, и считают лучшим употреблением его, когда желают кому бед, ибо
говорят тогда: «видеть бы тебя в латинстве», полагая, что таким образом
выражают пожелание величайшего зла. Они питают отвращение к самым иконам латинских
святых. А князь, вслед за выходом послов, присланных от латинян, как и от
князей магометанского и иного нехристианского обряда, умывает, по Пилатову
примеру, руки в золотом тазу, для очищения. Откуда видна сила их ненависти и
предвзятого мнения о латинянах.
И в таковом заблуждении их укрепляет то, что их купцы
ежедневно и много ведут дел в Греции; и то, что князь каждые три года посылает
к константинопольскому патриарху своего посла с обычными ежегодными и другими
дарами, которые он имеет обычай распределять между различными греческими
митрополитами; и то, что двор наполнен греками.
Властью над своими подданными государь московский
далеко превосходит монархов всего мира. Никому он не оставляет в собственность
ничего из недвижимого имущества, но отнял города и владения у князей и у всех
других, братьям родным не оставляет и даже не вверяет городов, всех угнетает
тяжкими повинностями до того, что если прикажет кому быть при своем дворе или
идти на войну, или предпринять посольство, тот должен предпринимать это на свои
средства.
Властью своею государь пользуется как над мирянами,
так и над духовными, свободно и по воле своей решает и о жизни, и об имуществе
каждого. Из советников его нет ни одного столь влиятельного, чтоб смел разногласить
или в чем бы то ни было сопротивляться. Они открыто утверждают, что воля
государева есть воля Божия; и что все, что государь делает, он делает по воле
Божией, потому и называют его ключником и постельничим Божиим; верят, наконец,
что он — исполнитель Божией воли. Поэтому и сам государь, когда его просят за
пленного или о другом важном деле, обыкновенно отвечает: «когда Бог велит,
освободится». Подобно, когда кто спрашивает о чем неизвестном или сомнительном,
они обыкновенно отвечают: «ведает Бог да великий государь». Даже раненные и почти умирающие
москвитяне благодарят своего «царя», — и если не верят, то часто однако
заявляют, что от него после милости Божией имеют жизнь и спасение.
А выехать за рубеж без его ведома и даже приказа — не
позволяется, дабы таким образом чрез вступление в чрезмерное общение с
иностранцами, не причинено было какого вреда государю. Так что, казалось бы,
что народ этот скорее рожден рабом, чем стал им, — если бы большая часть не
сознавала этого рабства и не знали бы, что дети и все добро их тут будут
умерщвлены и погибнут, если они переселятся в иное место.
Хотя москвитяне и не имеют познаний в свободных
искусствах и благородных науках и едва умеют писать, все они удивительно
невежественны во внутренних науках, тем не менее из всех северных народов они
отличаются сметливостью, двуличностью и надувательством; едва ли есть что-либо
такое, что не подверглось бы обману искажению со стороны этого московского
народа, который, подобно грекам, очень хитер и изменчив на слова.
Происходит же это частью от общения с греками, частью
же от занятия торговлею, к которой они прилежны более кого-либо, и, может быть,
не столько по природному расположению, сколько чтобы найти род жизни более
свободной от знати и ленников князя.
Между ними есть много золотых дел мастеров и много
хороших живописцев, которые, изображая лики святых, продают их потом в разные
страны, валахам, молдаванам, и грекам. Что касается страстей их, то почти все
медленны на гнев, а также горды в бедности, коей тяжким спутником является у
них рабство. Знатный, как бы ни был беден, считает для себя постыдным и
позорным ручной труд.
Далее при заключении сделки, если что случайно скажешь
или неосторожно пропустишь, они тщательно помнят и требуют исполнения; а сами,
если что пропустят, то никак не исполняют. Так же как скоро они начинают
клясться и божиться, знай, что тут есть обман, ибо они
клянутся с тем, чтоб
обмануть и обойти.
Принимая во внимание, что алчность великих князей едва
оставляет боярам какие-либо средства к существованию, можно представить себе
насколько угнетается народ боярами, так как они стараются заставлять работать в
своих полях в течение всей недели, так что крестьянин принужден затем работать
для себя по воскресеньям и по праздникам. Князь же, сознавая необходимость
этого, принужден и сам притворно скрывать все это. А когда греки увещевают его
соблюдать праздники, он делает вид пред народом, что ни в чем не расходится с греками. Оттого тех, кто говорит ему о чем-либо подобном, он имеет обыкновение
заточать или бросать в такое место, что никто не может уже знать потом, жив ли
тот заключенный, или умер.
Так, по просьбе самого князя, был прислан в Москву из Константинополя
некий монах Максимилиан для того, чтобы привести в известный порядок все книги,
каноны и уставы, касающиеся веры. Когда он это исполнил и заметил многие
заблуждения, он открыто высказал, что в действительности князь - схизматик, так
как он не выполняет ни римского, ни греческого обряда. Но как только он это
высказал, он быстро исчез с глаз долой. То же приключилось и с Марком греком,
Кафским купцом, за то, что он дозволил себе проронить несколько подобных же
слов.
Таким же образом, если иногда появляются католические
духовные лица, он их навсегда заточает в Белое Озеро, откуда им не выйти до
конца жизни, или же велит прямо убивать их, стараясь таким образом избежать
затруднений и прений.
И не диво, что великие князья прилагают такое старание
к сохранению за собой столь неограниченной и полной власти и, что, под
предлогом охраны общественного спокойствия, они скорее для того, чтобы без
гражданских смут и малейшей докуки пользоваться тиранией, отстраняют от себя
всякое увещание как греков, каковое должно бы казаться им правильным, так и
иных, коих увещания им кажутся ложными, и в особенности касательно религии, так
как в этом отношении им кажется будто всегда должно воспоследовать какое-либо
волнение или переворот в народе.
Для применения должного лекарства требуется сначала
познать причину недуга и потому, желая обсудить причину схизмы этих людей,
можно было бы из сказанного до сих пор о их свойствах понять, что схизма их
происходит не из того корня, из которого родилась схизма греков, то есть не из
гордыни, стремящейся сравняться с величием римским, и еще менее из жажды распущенной
свободы, откуда произошли некоторые современные ереси, так как по своей природе
люди эти скорее избегают власти, нежели жаждут ее, что очевидно из редкости или
полного отсутствия у них бунтов; несмотря на то, что у них есть столько
оснований свергнуть с себя тяжкую тиранию великих князей, они однако сносят ее
спокойно. Затем, если бы князь с епископами и боярами пожелал получить полную
самостоятельность, так, чтобы не зависеть ни от кого в делах веры, разве они не
могли бы выполнить этого в любой день? И однако, через каждые три года они
приносят послушание патриарху греков, не опасаясь быть притесняемыми ими.
Итак, не по надменности или свободолюбию они состоят в
единении с греками и противятся латинам, потому что им все равно: оставаться ли
в послушании у тех или у других.
Затем, естественною причиною может быть еще их большая
подозрительность и страх быть обманутыми чужеземцами в столь важном деле, как
религия, каковой страх происходит из их непреодолимого невежества в науках; так
как они знают, что удручаемы последним и легко могут стать посмешищем для
малейшего обмана, то, при помощи той небольшой степени хитрости, которая дана
им от природы, они, как обезьяны, подражают осторожности наций, более опытных в
политике, и потому-то и бывают столь осторожны и подозрительны в своих
сношениях с иностранцами.
Весьма тяжко пострадает тот, кто осмелится обличать
русских в их обрядах.
Весьма трудно, чтоб москвитяне оставили русское богослужение
или переменили бы его на латинское, или хотя бы нам позволили употреблять
последнее. В этом отношении если бы пришлось им сделать временную уступку, то
следовало бы тщательно рассмотреть, верно ли переведены их чтения из Священного
Ветхого Завета и Евангелия. А это, может быть, никогда никем и из греков не
было сделано и не может быть легко сделано.
Единственное, что нужно для спасения москвитян, есть
выяснение им заблуждения греков и пересмотр их переводов книг и исправление
таковых, если в том встретится надобность; каковое дело, превосходя, может
быть, силы одного человека, потребовало бы или многих переводчиков, или же
многих проверяющих одного, по поводу истолкования Писания они придут к познанию
и ошибок их переводов, ошибок, в которых нет недостатка, в чем я уже имел
случай убедиться некоторым опытом. И я держусь мнения, что москвитяне не
сопротивлялись бы столь упорно исправлению своих Писаний, если бы им до
очевидности были указаны заключающиеся в них ошибки. Для такого доказательства
нужно, я полагаю, знание не только латинского языка и греческого, но и еврейского.
И вот о том, как проникнуть в Московию. Можно проехать
в нее через Россию, Валахию и Константинополь с послом вел. князя и с купцами.
Причина отсутствия там всякой словесности в том, что с
того времени, как москвитяне вышли из рабства татарского чему едва минуло 200
лет они, будучи хитры и обманчивы, начали сразу мерить все на свой ум и относиться
подозрительно ко всем другим нациям, кроме греков, и воспретили общение с ними,
потому что опасались быть всеми обманутыми, так что поддерживались сношения с
одними только греками, которые ими считались необходимыми для дел религиозных.
Но так как в настоящее время греки не занимаются ни искусствами, ни науками,
так что они сами — слепые и вожди слепых, то каковы были учители, таковыми же
свойственно было стать и ученикам, то есть грубыми и необразованными.
Итак, невежество москвитян происходит не из ненависти
или запрещения наук, а от невежества их учителей, от трудности языка и
подозрительности их к тем, которые могли бы научить их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий