СЛАВЯНЕ
АХМЕД ИБН ФАДЛАН, ИБН РУСТЕ
X ВЕК
О славянах Волжской Болгарии.
Страна славян — ровная и
лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных
полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых
находятся ульи и мед. Из
одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий
свиней, как мы овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают.
Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и
лица.
На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого ниже человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свят-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.
На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого ниже человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав», зовется у них свят-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в течение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.
На царе “славян” лежит дань,
которую он платит царю хазар; от каждого дома в
его государстве - шкуру соболя. Если прибудет
корабль из
страны хазар в страну “славян”,
то царь выедет верхом и пересчитает то, что в нем имеется, и возьмет из всего этого десятую часть. А если прибудут
русы или
какие-нибудь другие люди из прочих племен с рабами, то царь, право же,
выбирает для себя из каждого десятка голов одну
голову.
Сын царя “славян” является его
заложником у царя хазар. До царя хазар дошла весть о красоте дочери царя “славян”, так что он послал сватать ее. А он
высказался против него и отказал ему. Тогда тот
отправил экспедицию и взял ее силой, хотя он иудей, а она мусульманка.
Итак, она умерла, находясь у него. Тогда он
послал, требуя
вторую его дочь.
Как только это известие дошло до царя “славян”, он упредил это и выдал ее
замуж за царя князя племени эскэл, который
находится, под его властью,
боясь, что он
отнимет ее у него силой, как он это сделал с ее
сестрой. Направо же, царя “славян” побудила написать государю халифу и попросить его, чтобы он построил для
него крепость, боязнь царя хазар.
Я не видел среди славян ни
одного человека, который был бы красным румяным, но
большинство из них больны. В ней этой стране они в большинстве
случаев умирают от колик ,
так что они, право же, бывают даже у их грудных
детей
Пища их - просо и мясо лошади, но и
пшеница и ячмень у них в большом количестве, и
каждый, кто что-либо посеял, берет его для самого
себя. У царя нет на это никакого права, кроме лишь
того, что они платят ему в каждом году от каждого
дома шкуру соболя". Если же он предложит отряду войска совершить набег на одну из стран, и он награбит,
то он царь имеет долю вместе с ними.
Каждому, кто у себя устраивает свадьбу или
созывает званый пир, необходимо сделать
отчисление царю, в зависимости от размеров
пиршества,- “сахрадж”медового набиза и некоторое количество скверной пшеницы.
Так как земля их черная вонючая,
а у них нет помещений, в которых они складывали бы
свою пищу, то, право же, они выкапывают в земле
колодцы и
складывают в них пищу, так что проходит для нее
лишь немного дней, как она портится, воняет гнилью и ею нельзя пользоваться.
У них совершенно нет ни оливкового
масла, ни масла сезама, ни животного жира, и, право же, они
употребляют вместо этих жиров рыбий жир, и все,
что они с ним употребляют, бывает вонюче от жира,
и они сами из-за этого бывают вонючи от жира.
Они делают из ячменя похлебку,
которую хлебают девушки и отроки. А иногда варят ячмень с мясом, причем
господа едят мясо, и кормят девушек ячменем. Но если это мясо бывает голова козла, то девушки получают возможность поесть мяса.
Все они носят шапки.
Когда царь едет верхом, он едет один, без отрока, и
с ним нет никого. Итак, когда он проезжает по
базару, никто не остается сидящим, - каждый снимает с головы свою шапку и кладет ее себе
подмышку. Когда же он
проедет мимо них, то они опять надевают свои
шапки себе на головы. И точно так же все, кто
входит к царю, мал и велик, включительно до его
сыновей и братьев, лишь только посмотрят на него, как тотчас снимают
свои шапки и кладут их себе подмышку. Потом они кивают головами в сторону царя, приседают, потом
остаются стоять,
пока он не приглашает их сесть, причем каждый, кто
сидит перед ним, право же, сидит, стоя на коленях, и не вынимает
своей шапки и не показывает ее, пока же выйдет от
него, надевая ее только в это время.
Одно из их правил таково, что если у
сына какого-либо человека родится ребенок, то его берет к
себе его дед, прежде его отца, и говорит: “Я имею
большее право, чем его отец, на его воспитание, пока он не
сделается взрослым мужем”.
И если умирает из их числа человек,
то ему наследует его брат, прежде его сыновей. Итак, я наставил
царя, что это не дозволено, и наставил его, каковы “правильные” законы наследования, пока он их
не уразумел.
Я не видал нигде большего
количества молний, чем в их стране.
Если молния ударит в дом,
то они не приближаются к нему и оставляют его
таким, каким он есть, и также все, что в нем находится, - человека и имущество и все прочее, - пока не уничтожит его время. И они
говорят: “Это дом тех, на которых лежит гнев”.
И если один человек из них убьет
другого человека намеренно, они казнят его в
возмездие за него.
Если же он убьет его нечаянно, то делают для него ящик из дерева
халанджа,
кладут его внутрь этого ящика, заколачивают его
над ним гвоздями и кладут вместе с ним три
лепешеи и
кружку с водой. Они водружают для него три бревна,
наподобие палок верблюжьего седла,
подвешивают его между ними и говорят: “Мы
помещаем его между небом и землей, чтобы достигло
его действие дождя и солнца. Авось бог смилостивится над ним”. И он остается
подвешенным, пока не износит его время и не
развеют его ветры.
И если они увидят человека,
обладающего подвижностью и знанием вещей, они
говорят: “Этот более всего достоин служить
нашему господу”. Итак, они берут его, кладут ему
на шею веревку и вешают его на дерево, пока он не
распадется на куски.
Право же, переводчик царя рассказал мне, что
некий синдиец попал в эту
страну и оставался у царя короткое время, служа
ему. И был он ловок, понятлив. И вот одна группа людей из их числа захотела отправиться по своим
торговым делам. А этот синдиец попросил
разрешения царя отправиться вместе с ними Он же царь запретил ему это. А он синдиец настаивал на этом перед ним,
пока он не разрешил ему. Итак, он отравился вместе
с ними на корабле. И вот, они увидели, что он
подвижен, сметлив, сговорились между собой и сказали: “Этот человек превосходен для служения нашему господу, так
отправим же его к нему”. Они следовали на своем
пути мимо леса. Итак, они вывели его к нему,
наложили на его шею веревку, привязали его на
вершине высокого дерева, оставили его и
отправились дальше.
Если они едут в дороге и один из них
захочет помочиться и помочиться, имея при себе
оружие, то его обберут, - возьмут его оружие, его
одежды , и все,
что с ним имеется.
Это их правило. А кто сложит с себя оружие,
положит его в сторону и тогда помочится, то они
не препятствуют ему.
Мужчины и женщины спускаются к реке
и моются вместе голые, не закрываются друг от
друга и не совершают прелюбодеяния никоим образом и никаким
способом. А кто
из них совершит прелюбодеяние, кто бы он ни был,
то заколотят для него четыре сошника,
привяжут к ним обе его руки и обе ноги и рассекут его топором от затылка до обоих его бедер. И
таким же образом они поступают и с женщиной.
Потом каждый кусок его и ее вешается на дерево. Я
не переставал прилагать старания, чтобы женщины
закрывались от мужчин при купаньи,
но это мне не удалось.
И они убивают вора так же, как
убивают прелюбодея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий