РУСЬ (русы)
АХМЕД ИБН ФАДЛАН
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ.
Я видел русов, когда они прибыли
по своим торговым делам и расположились у реки Атыл.
Я не видал людей с более совершенными телами,
чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом.
Они не носят ни курток,
ни хафтанов, но
у них мужчина носит кису, которой он
охватывает один бок, причем одна из рук выходит
из нее наружу. И при каждом из
них имеется топор,
меч и нож, причем со всем этим он никогда не расстается. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного из них русов до его шеи имеется собрание деревьев,
изображений картинок и тому подобного.
А что касается их женщин, то на каждой их груди прикреплена коробочка, или из железа, или
из серебра, или из меди, или из золота, или из
дерева в
соответствии с размерами денежных средств их
мужей. И у каждой коробочки - кольцо,
у которого нож,
также прикрепленный на груди. На шеях у них
мониста из
золота и серебра, так что если человек владеет
десятью тысячами дирхемов,
то он справляет своей жене один ряд мониста, а
если владеет двадцатью тысячами, то справляет ей
два ряда мониста, и таким образом каждые десять
тысяч, которые он прибавляет к ним дирхемам,
прибавляют ряд мониста его жене, так что на шее
иной из них бывает много рядов монист.
Самым великолепным украшением считаются у них русов зеленые бусы из той керамики,
которая бывает на кораблях.
Они делают для приобретения их исключительные
усилия,
покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают их в качестве ожерелий для своих жен.
Дирхемы русов - серая белка
без шерсти, хвоста, передних и задних лап и
головы, а также соболи Если чего-либо недостает,
то от этого шкурка становится бракованной монетой. Ими они совершают меновые сделки, и оттуда их нельзя
вывезти, так что их отдают за товар, весов там не
имеют, а только стандартные бруски металла. Они
совершают куплю-продажу посредством мерной
чашки.
Они грязнейшие из творений Аллаха, -
они не очищаются ни от эскрементов, ни от урины, не омываются
от половой нечистоты и не моют своих рук после
еды, но они, как блуждающие ослы.
Они приплывают из своей страны и причаливают свои корабли на
Атыле, - а это большая река, - и строят на ее берегу
большие дома из дерева.
И собирается их в одном таком доме
десять и двадцать, - меньше или больше.
У каждого из них скамья,
на которой он сидит, и с ними сидят девушки-красавицы для купцов. И вот один из них сочетается со своей
девушкой, а товарищ его смотрит на него. И иногда
собирается целая группа из них в таком
положении один против другого, и входит купец,
чтобы купить у кого-либо из них девушку, и
наталкивается на него,
сочетающегося с ней. Он же не оставляет ее, пока
не удовлетворит своей потребности.
У них обязательно каждый день
умывать свои лица и свои головы самой грязной
водой, какая
только бывает, и самой нечистой. А это бывает так,
что девушка является каждый день утром, неся
большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Он же моет в ней свои руки, свое
лицо и все свои волосы.
И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань.
Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет
ничего из грязи, чего бы он ни сделал в эту воду. Когда же он
покончит с тем, что ему нужно, девушка несет
лохань к сидящему рядом с ним, и этот делает
то же, что сделал его товарищ. И она не перестает
подносить ее от
одного к другому, пока не обнесет ею всех находящихся в этом доме, и каждый из них
сморкается, плюет и моет свое лицо и свои волосы в
ней.
И как только их корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, неся с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз,
чтобы подойти к длинному воткнутому в землю бревну, у которого имеется лицо, похожее на лицо
человека, а вокруг него маленькие изображения, а
позади этих изображений длинные бревна,
воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому
изображению и поклоняется ему, потом говорит ему:
“О мой господь,
я приехал из отдаленной страны, и со мною девушек
столько-то и столько-то голов и соболей
столько-то и столько-то шкур”, - пока не назовет
всего, что прибыло с ним из его товаров - “и я пришел к тебе с этим даром”, -
потом он оставляет то, что имел с собой, перед этим бревном, - “итак, я делаю, чтобы ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные
динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в
соответствии с тем, что я пожелаю, и не
прекословил бы мне ни в чем, что я говорю”. Потом он уходит.
Итак, если продажа для него будет
трудна и пребывание его затягивается, то он снова
придет со вторым и третьим подарком, и если для
него будет
затруднительно добиться того, чего он хочет, он понесет и каждому из
маленьких изображений подарок, попросит их о
ходатайстве и скажет: “Эти - жены нашего господа,
дочери его и сыновья его”. Итак, он не перестает
обращаться с просьбой то к одному изображению, то
к другому, просить их, искать у них
заступничества и униженно кланяться перед ними.
Иногда же продажа пойдет для него легко и он
продаст. Тогда он говорит: “Господь мой
удовлетворил мою потребность,
и мне следует вознаградить его”. И вот он берет некоторое число
овец или рогатого скота, убивает их,
раздает часть мяса,
а оставшееся несет и оставляет между тем большим бревном и стоящими вокруг него маленькими и вешает
головы рогатого скота или овец на это воткнутое сзади в землю дерево. Когда же наступит
ночь, придут собаки и съедят все это. И говорит
тот, кто это сделал: “Господь мой уже стал
доволен мною и съел мой дар”.
Если кто-либо из них заболел, то они
разобьют для него палатку в стороне от себя, оставят его в ней, положат вместе с ним некоторое
количество хлеба и воды и не приближаются к нему
и не говорят с ним,
особенно если он бедняк или невольник,
но если это лицо, которое имеет толпу
родственников и
слуг, то люди посещают его во все эти дни и справляются
о нем. Итак,
если он выздоровеет и встанет, то возвратится к
ним, а если он умрет, то они го
сожгут. Если же он был невольник,
они оставят его в его положении, так что его едят
собаки и хищные птицы.
Если они поймают вора или грабителя, то они поведут его
к длинному толстому дереву, привяжут ему на шею крепкую
веревку и подвесят его на нем навсегда, пока он не
распадется на куски от ветров и дождей.
Мне не раз говорили,
что они делают со своими главарями при их смерти дела, из которых самое меньшее -
сожжение, так что мне все время очень хотелось познакомиться с
этим, пока не
дошла до меня весть о смерти одного выдающегося
мужа из их числа.
Итак, они положили его в его могиле и покрыли ее
над ним настилом на десять дней, пока не закончат кройки его одежд
и их сшивания.
А именно: если это бедный человек из их числа, то
делают маленький корабль,
кладут его в него и сжигают его корабль. Что же
касается богатого, то собирают то, что у него
имеется, и
делят это на три трети, причем одна треть - для
его семьи, одна треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды,
и одна треть, чтобы на нее приготовить набиз,
который они пьют до дня,
когда его девушка убьет сама себя и будет сожжена вместе со своим господином. Они,
злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днем, так что иной из
них умрет, держа кубок в руке.
Они в те десять дней пьют и
сочетаются с женщинами и играют на сазе. А та
девушка, которая сожжет сама себя с ним в эти десять
дней пьет и веселится, украшает свою голову и
саму себя разного рода украшениями и платьями и,
так нарядившись, отдается людям.
Если умрет главарь,
то его семья скажет его девушкам и его отрокам:
“Кто из вас умрет вместе с ним?”.
Говорит кто-либо из них: “Я”. И если он сказал
это, то это уже обязательно, - ему уже нельзя
обратиться вспять.
И если бы он захотел этого, то этого не допустили
бы. Большинство из тех, кто это делает, - девушки. И вот когда умер тот муж, о котором я
упомянул раньше, то сказали его девушкам: “Кто
умрет вместе с ним?” И сказала одна из них: “Я”.
Итак, ее поручили двум девушкам,
чтобы они охраняли ее и были бы с нею, куда бы она
ни пошла, настолько, что они иногда даже мыли ей ноги своими
руками. И они родственники принялись за его дело, - за кройку для
него одежд и устройство того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и
пела, веселясь, радуясь будущему.
Когда же наступил день, в который
должны были сжечь его и девушку, я прибыл к реке, на которой находился его корабль, - и вот он уже вытащен на
берет и для него поставлены четыре устоя из дерева хаданга и из другого дерева
халанджа,
и вокруг них поставлено также нечто вроде больших помостов из
дерева. Потом корабль был протащен, пока не был помещен на это
деревянное сооружение.
И они стали его охранять ходить взад и вперед и
говорить речью,
для меня непонятной. А он умерший был еще в своей могиле, так
как они еще не вынимали его.
В середину этого корабля они ставят
шалаш из дерева и покрывают этот шалаш разного
рода “кумачами”.
Потом они принесли скамью,
поместили ее на корабле, покрыли ее стегаными
матрацами и
византийской парчей,
и подушки - византийская парча.
И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и
разостлала на скамье упомянутые нами выше
постилки. Это она руководит его обшиванием и его
устройством и
она же убивает девушек.
И я увидел, что она старуха-богатырка,
здоровенная,
мрачная.
Когда же они прибыли к его могиле,
они удалили землю с дерева настила, удалили дерево и извлекли его в покрывале,
в котором он умер. И я увидел, что он уже почернел
от холода этой страны. Еще прежде они поместили с
ним в могиле набиз, какой-то плод и лютню. Теперь
они вынули все это. И вот он не завонял, и в нем
ничего не изменилось, кроме его цвета. Тогда они
надели на него шаровары,
гетры, сапоги,
куртку, парчовый хафган с пуговицами из золота, надели ему на голову
шапку из парчи,
соболью, и понесли его, пока не внесли его в
находившийся на корабле шалаш,
посадили его на стеганый матрац,
подперли его подушками и принесли набиз, плод, разного рода
цветы и
ароматические растения и положили это вместе с ним. И принесли хлеба, мяса и луку и
оставили это перед ним.
И принесли собаку, рассекли ее пополам и бросили ее в корабль. Потом
принесли все его оружие и положили его рядом с
ним. Потом взяли двух лошадей и гоняли их до тех
пор, пока они не вспотели. Потом рассекли их
мечами и
бросили их мясо в корабле. Потом привели двух
коров, также
рассекли их и бросили их в нем. Потом доставили
петуха и курицу, убили их и оставили в
нем.
Собирается много мужчин и
женщин, играют на сазах, и каждый из
родственников умершего ставит шалаш поодаль от его шалаша.
А девушка, которая хотела быть убитой,
разукрасившись, отправляется к шалашам
родственников умершего, ходя туда и сюда,
входит в каждый из их шалашей, причем с ней
сочетается хозяин шалаша и говорит ей громким голосом: “Скажи своему
господину: “Право же, я совершил это из любви и
дружбы к тебе”.
И таким же образом, по мере того как она
проходит до конца все шалаши, также все остальные с ней сочетаются.
Когда же они с этим делом
покончат, то, разделив пополам собаку, бросают ее
внутрь корабля, а также отрезав голову петуху,
бросают его и его голову справа и слева от
корабля.
Когда же пришло время спуска солнца, в пятницу, привели
девушку к чему-то, сделанному ими еще раньше
наподобие обвязки ворот.
Она поставила свои ноги на ладони мужей,
поднялась над этой обвязкой смотря поверх нее
вниз, и
произнесла какие-то слова на своем языке, после чего ее
опустили. Потом подняли ее во второй раз, причем
она совершила подобное же действие, как и в первый раз. Потом ее опустили и подняли в
третий раз, причем она совершила то же свое
действие, что и
в первые два раза. Потом ей подали курицу, - она
отрезала ей голову и швырнула ее голову.
Они же взяли эту курицу и бросили ее в корабль.
Итак, я спросил переводчика о ее действиях,
а он сказал: “Она сказала в первый раз, когда ее
подняли: “Вот я
вижу своего отца и свою мать”, - и сказала во
второй раз; “Вот все мои умершие родственники,
сидящие”, - и сказала в третий раз: “Вот я вижу своего
господина, сидящим в саду, а сад красив, зелен,
и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, - так ведите же
меня к нему”.
Итак, они прошли с ней в направлении
к кораблю. И она сняла два браслета,
бывшие на ней, и отдала их оба той женщине-старухе, называемой
ангел смерти, которая ее убьет. И она сняла два
бывших на ней ножных кольца и дала их оба тем двум девушкам, которые все
время служили ей,
а они обе - дочери женщины, известной под
названием ангел смерти.
После этого та группа людей,
которые перед тем уже сочетались с девушкой,
делают свои руки устланной дорогой для девушки,
чтобы девушка, поставив ноги на ладони их рук,
прошла на корабль.
Но они еще не ввели ее в шалаш. Пришли мужи, неся с собою щиты и палки,
а ей подали кубком набиз.
Она же запела над ним и выпила его. И сказал мне
переводчик, что она этим прощается со своими
подругами.
Потом ей был подан другой кубок, она же взяла его
и долго тянула песню, в то время как старуха торопила ее выпить его и войти в палатку, в которой находился ее господин.
И я увидел, что она растерялась, захотела войти в
шалаш, но всунула свою голову между ним и
кораблем. Тогда
старуха схватила ее голову и всунула ее голову в
шалаш, и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять
палками по щитам, чтобы не был слышен звук ее
крика, вследствие чего обеспокоились бы другие девушки и
перестали бы стремиться к смерти вместе со
своими господами.
Затем вошли в шалаш шесть мужей из числа родственников ее мужа и все до одного сочетались с девушкой в присутствии умершего. Затем,
как только они покончили с осуществлением своих прав любви, уложили ее рядом с ее господином. Двое схватили обе ее ноги,
двое обе ее руки, пришла старуха,
называемая ангел смерти, наложила ей на шею
веревку с расходящимися концами и дала ее двум мужам, чтобы они ее тянули, и
приступила к делу,
имея в руке огромный кинжал с широким лезвием.
Итак, она начала втыкать его между ее ребрами и
вынимать его, в
то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она
не умерла.
Потом явился ближайший родственник умершего, взял палку и зажег ее у огня.
Потом он пошел, пятясь задом,
- затылком к кораблю, а лицом к людям, держа зажженною палку в одной руке, а другую
свою руку на заднем проходе, будучи голым, - чтобы зажечь
сложенное дерево, бывшее под кораблем. Потом явились люди с деревом для
растопки и дровами.
У каждого из них была палка, конец которой он
зажег. Затем он бросает ее в это сложенное под
кораблем дерево.
И берется огонь за дрова,
потом за корабль, потом за шалаш, и мужа, и
девушку, и за все, что в нем находится. Потом
подул ветер, большой, ужасающий,
и усилилось пламя огня и разгорелось его пылание.
Был рядом со мной некий муж из русов.
И вот я услышал, что он разговаривает с бывшим со мной переводчиком. Я спросил его о том, что он ему
оказал. Он сказал: “Право же, он говорит: “Вы,
арабы, глупы”. Я
же спросил его об этом.
Он сказал: “Действительно, вы берете самого любимого вами из людей и самого
уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят
его насекомые и черви, а мы
сжигаем его во мгновение ока, так что он
немедленно и тотчас входит в рай”.
Потом он засмеялся чрезмерным смехом.
Я же спросил об этом,
а он сказал: “По любви господа его к
нему, вот он послал ветер, так что он ветер возьмет его в течение часа”.
И в самом деле, не прошло и часа, как корабль, и дрова,
и девушка, и господин превратились в золу, потом в мельчайший пепел.
Потом они соорудили на месте этого
корабля, который они когда-то вытащили из реки, нечто
вроде круглого холма и водрузили в середине его
большое бревно маданга,
написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и
удалились.
Он сказал: Один из обычаев царя
русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся
четыреста мужей из числа богатырей,
его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их
числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за
него. С каждым
из них имеется девушка, которая служит ему, моет
ему голову и приготовляет ему то, что он ест и
пьет, и другая девушка, которой он пользуется
как наложницей в присутствии царя. Эти
четыреста мужей сидят, а ночью спят у подножия
его ложа. А ложе
его огромно и инкрустировано драгоценными
самоцветами. И
с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он
пользуется как наложницей одной из них в
присутствии своих сподвижников, о которых мы выше упомянули. И этот поступок они не считают
постыдным. Он
не спускается со своего ложа, так что если он
захочет удовлетворить некую потребность, то удовлетворит ее
в таз, а если он
захочет поехать верхом, то он подведет свою
лошадь к ложу
таким образом, что сядет на нее верхом с него, а
если он захочет сойти с лошади, то он подведет свою лошадь настолько близко,
чтобы сойти со своей лошади на него.
И он не имеет никакого другого дела, кроме как
сочетаться с девушками, пить и предаваться
развлечениям. У него есть заместитель, который командует
войсками,
нападает на врагов и замещает его у его подданных.
Их отличные “добропорядочные” люди проявляют стремление к кожевенному ремеслу и
не считают эту грязь отвратительной.
В случае, если между двумя
лицами возникнет ссора и спор, и их царь не в
силах достигнуть примирения, он выносит решение,
чтобы они сражались друг с другом мечами, и тот,
кто окажется победителем, на стороне того и
правда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий