ХАЗАРЫ
АХМЕД ИБН ФАДЛАН
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ.
Что же касается царя хазар , титул
которого каган, то, право же, он не показывается
иначе, как раз в каждые четыре месяца, появляясь в почетном отдалении. Его называют
“большой каган”, а его заместителя называют каган-бек. Это тот, который
предводительствует войсками и командует ими, управляет делами
государства, руководит им,
появляется перед народом,
совершает походы,
и ему изъявляют покорность находящиеся
поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему кагану
смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как
босым, держа в своей руке дрова, причем, когда
приветствует его, то зажигает перед ним эти
дрова. Когда же
он покончит с топливом ,
он садится вместе с царем на
его трон с
правой его стороны. Его замещает муж, конец
называемый кундур-каган ,
а этого также замещает муж, называемый джавшыгыр. Обычай
наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции
людям, и не
разговаривает с ними, и к нему не является никто,
кроме тех, кого мы упомянули, а полномочия
вершить дела,
наказывать преступников и управлять
государством
принадлежат его заместителю каган-беку.
Другой обычай относительно
наибольшего царя тот, что, если он умрет, то
строится для него большой двор,
в котором имеются двадцать домов,
и в каждом из этих домов для него вырывается
могила. Измельчаются камни настолько, что они
делаются похожими на глазной
порошок , и
расстилаются в ней, и поверх этого накладывается негашеная известь. А под этим двором имеется река, и эта река большая, быстро
текущая, и они
помещают проводят эту реку над этой могилой, и говорят: “Чтобы
не добрался до нее
ни шейтан, ни человек, ни черви, ни насекомые”. Когда он
похоронен, то рубят шеи тем, кто его хоронит,
чтобы не было известно, в каком из домов находится его могила. Могила его называется рай, и говорят: “Он
вошел в рай”.
И все эти дома выстланы парчей,
сотканной из золота.
Еще обычай царя хазар тот, что у
него двадцать пять жен, причем каждая из этих
жен - дочь кого-либо из царей, соседящих с ним, которую он берет себе волей или неволей. У него шестьдесят
девушек-наложниц для его постели, причем только
такие, которые отличаются красотой. И каждая из
свободных и наложниц находится в отдельном
дворце, у нее есть помещение в виде купола,
покрытое тиком,
и вокруг каждого “купола” есть утоптанное
пространство. И
у каждой из них есть евнух, который ее стережет.
Итак, если каган захочет использовать одну из
них как наложницу, он посылает за евнухом, который ее
стережет, и тот является с ней быстрее мгновения
ока, чтобы положить ее в его постель, причем евнух
останавливается у дверей
“купол” царя.
Когда же царь использовал ее как наложницу, он евнух
берет ее за руку и удаляется и не
оставляет ее после этого ни на одно мгновение.
Когда этот большой царь
выезжает верхом, то едут также все войска по
случаю его выезда, причем между ним и частями
кортежа миля расстояния, и
ни один из его подданных
не видит его иначе, как павши ниц на свое лицо,
поклоняясь ему, и
не поднимает своей головы, пока он не проследует
мимо него.
Продолжительность правления их
царя - сорок лет. Если он переживет их хотя бы на
один день, то подданные
и его приближенные
уволят его или убьют
и скажут; “У этого ум уже уменьшился и его
суждение стало путаным неясным”.
Если он пошлет в поход отряд войска, то он
не обращается вспять
(никоим образом и никаким способом,
а если он обратится в бегство,
то предается смерти всякий, кто из него к нему к
царю возвратился. А что касается предводителей и
его заместителя,
то, если они обратятся в бегство, приведут их самих и приведут их жен и их детей
и дарят их другим в их присутствии, в то время как
они смотрят на это, и точно так же дарят их
лошадей, и их домашние вещи,
и их оружие, и их дворы усадьбы, а иногда он царь
разрежет каждого из них на два куска и разопнет
их, а иногда
повесит их за шеи на деревьях. Иногда же, если
окажет им милость, то сделает их конюхами.
У царя хазар есть огромный город на реке Атыл. Он
состоит из двух сторон, - в одной из этих двух
сторон живут мусульмане, а в другой стороне -
царь и его приближенные.
Над мусульманами начальствует муж из числа
приближенных отроков царя,
который называется хаз.
Он мусульманин, и судебная власть над
мусульманами, живущими в стране
хазар и временно приезжающими к ним по торговым
делам,
предоставлена этому отроку-мусульманину, так что
никто не рассматривает их дел и не производит
суда между ними, кроме него. У мусульман в этом
городе есть
соборная мечеть,
в которой они совершают молитву и
присутствуют в ней в дни пятниц. При ней есть
высокий минарет и несколько муэззинов.
И вот, когда до царя хазар дошла весть, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в Усадьбе
ал-Бабу-надж, он
приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил
муэззинов и сказал: “Если бы, право же, я не
боялся, что в странах ислама
не останется ни одной неразрушенной синагоги, я
обязательно разрушил бы и мечеть”.
Хазары и их царь - все иудеи, а
“славяне” и
все, кто соседит с ними, находятся у него в покорности, и он обращается к
ним, как к находящимися в рабстве, и они
повинуются ему с покорностью
Комментариев нет:
Отправить комментарий