пятница, 4 мая 2018 г.

ХАЗАРЫ

АХМЕД ИБН ФАДЛАН

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ. 

 

Что же касается царя хазар , титул которого каган, то, право же, он не показывается иначе, как раз в каждые четыре месяца, появляясь в почетном отдалении. Его называют “большой каган”, а его заместителя называют каган-бек. Это тот, который предводительствует войсками и командует ими, управляет делами государства, руководит им, появляется перед народом, совершает походы, и ему изъявляют покорность находящиеся поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему кагану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же  он покончит с топливом , он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны. Его замещает муж, конец называемый кундур-каган , а этого также замещает муж, называемый джавшыгыр. Обычай наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции людям, и не разговаривает с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули, а полномочия вершить дела, наказывать преступников и управлять государством  принадлежат его заместителю каган-беку.
Другой обычай относительно наибольшего царя тот, что, если он умрет, то строится для него большой двор, в котором имеются двадцать домов, и в каждом из этих домов для него вырывается могила. Измельчаются камни настолько, что они делаются похожими на  глазной порошок , и расстилаются в ней, и поверх этого накладывается негашеная известь. А под этим двором имеется река, и эта река большая, быстро текущая, и они помещают проводят эту реку над этой могилой, и говорят: “Чтобы не добрался до нее ни шейтан, ни человек, ни черви, ни насекомые”. Когда он похоронен, то рубят шеи тем, кто его хоронит, чтобы не было известно, в каком из домов находится его могила. Могила его называется рай, и говорят: “Он вошел в рай”.
И все эти дома выстланы парчей, сотканной из золота.
Еще обычай царя хазар тот, что у него двадцать пять жен, причем каждая из этих жен - дочь кого-либо из царей, соседящих с ним, которую он берет себе волей или неволей. У него шестьдесят девушек-наложниц для его постели, причем только такие, которые отличаются красотой. И каждая из свободных и наложниц находится в отдельном дворце, у нее есть помещение в виде купола, покрытое тиком, и вокруг каждого “купола” есть утоптанное пространство. И у каждой из них есть евнух, который ее стережет. Итак, если каган захочет использовать одну из них как наложницу, он посылает за евнухом, который ее стережет, и тот является с ней быстрее мгновения ока, чтобы положить ее в его постель, причем евнух останавливается у дверей “купол” царя. Когда же царь использовал ее как наложницу, он евнух
берет ее за руку и удаляется и не оставляет ее после этого ни на одно мгновение.
Когда этот большой царь выезжает верхом, то едут также все войска по случаю его выезда, причем между ним и частями кортежа миля расстояния, и ни один из его подданных не видит его иначе, как павши ниц на свое лицо, поклоняясь ему, и не поднимает своей головы, пока он не проследует мимо него.
Продолжительность правления их царя - сорок лет. Если он переживет их хотя бы на один день, то подданные и его приближенные уволят его или убьют и скажут; “У этого ум уже уменьшился и его суждение стало путаным неясным”.
Если он пошлет в поход отряд войска, то он не обращается вспять (никоим образом и никаким способом, а если он обратится в бегство, то предается смерти всякий, кто из него к нему к царю возвратился. А что касается предводителей и его заместителя, то, если они обратятся в бегство, приведут их самих и приведут их жен и их детей и дарят их другим в их присутствии, в то время как они смотрят на это, и точно так же дарят их лошадей, и их домашние вещи, и их оружие, и их дворы усадьбы, а иногда он царь разрежет каждого из них на два куска и разопнет их, а иногда повесит их за шеи на деревьях. Иногда же, если окажет им милость, то сделает их конюхами.
У царя хазар есть огромный город на реке Атыл. Он состоит из двух сторон, - в одной из этих двух сторон живут мусульмане, а в другой стороне - царь и его приближенные. Над мусульманами начальствует муж из числа приближенных отроков царя, который называется хаз. Он мусульманин, и судебная власть над мусульманами, живущими в стране хазар и временно приезжающими к ним по торговым делам, предоставлена этому отроку-мусульманину, так что никто не рассматривает их дел и не производит суда между ними, кроме него. У мусульман в этом городе есть соборная мечеть, в которой они совершают молитву и  присутствуют в ней в дни пятниц. При ней есть высокий минарет и несколько муэззинов.
И вот, когда до царя хазар дошла весть, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в Усадьбе ал-Бабу-надж, он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муэззинов и сказал: “Если бы, право же, я не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть”. 
Хазары и их царь - все иудеи, а “славяне” и все, кто соседит с ними, находятся у него в покорности, и он обращается к ним, как к находящимися в рабстве, и они повинуются ему с покорностью

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Древний Египет и евреи Новое о жизни еврейского народа в Древнем Египте и после